Новости

Обувь как предмет искусства: интервью с коллекционером обуви Назимом Мустафаевым

Коллекционирование в XXI веке в первую очередь ассоциируется с инвестициями. Люди вкладывают деньги в произведения искусства, которые с каждым годом становятся дороже, а их культурная ценность увеличивается. Таким образом, коллекционирование помогает приумножить капитал или сохранить свои средства. Коллекционировать можно не только произведения искусства, но и другие предметы. Назим Мустафаев уже 20 лет коллекционирует обувь. И это не та обувь, которую носят. Интерес коллекционера представляет обувь, ставшая произведением искусства, созданная несколько веков назад, украшающая ножку представителей аристократии или королевских семей. Корреспондент Global City Москва узнал у коллекционера, зачем собирать обувь, сколько может стоить пара туфелек и в чем ценность его коллекции.
Есть люди, для которых коллекционирование – хобби. И есть коллекционеры. Один из них – Назим Мустафаев. Он собрал уникальную коллекцию обуви, часть которой впервые представили на выставке «Век 19-й. Изменчивая мода. От ампира до модерна» в Москве.

О коллекционировании

Не секрет, что коллекционирование – это инвестиции. Часто люди вкладывают в искусство, чтобы приумножить и сохранить свой капитал, но обычно речь идет о живописи, графике, скульптуре. Их материальная и духовная ценность растет каждый год. Коллекционирование одежды и обуви – это тоже инвестиции или тут речь идет о каком-то другом направлении? И если это не про инвестиции, то про что тогда?

Нет, здесь вообще нет никаких инвестиций. Конечно, когда-нибудь что-то может вернуться внукам. Понимаете, это очень ограниченный рынок. Это рынок одного покупателя и одного продавца. Поэтому ни о каких инвестициях, как и о росте, здесь речи быть не может. Это просто чистый интерес.
В какой момент для вас обувь стала представлять ценность и перешла из функциональной области в духовную, если можно так сказать?

Давайте поясним: коллекционная обувь отличается от обуви для повседневной носки, последняя вряд ли когда-нибудь будет представлять ценность. Поэтому это немного разные вещи. Началось все с профессионального интереса. Я 17 лет проработал директором крупнейшей обувной выставки в Москве «Мосшуз» и видел всю промышленную, массовую обувь, которая продавалась в магазине. Постепенно я заинтересовался историей: начал читать о том, какую обувь раньше носили, производили. Постепенно это увлечение переросло в нечто большее, и я стал коллекционировать и писать книги.

Довольно банальный вопрос, но не коллекционеру не всегда понятно, поэтому лучше разобраться сразу – зачем коллекционировать обувь?

Есть много вещей, которые трудно понять. Люди приходят на выставку и не задают вопросов, а просто наслаждаются красотой.

О коллекции

Сколько предметов в вашей коллекции сегодня?

Если говорить обо всех предметах, включая крючки, пряжки, аксессуары, открытки, фотографии, арки и другие вещи, связанные с обувью, то около пяти тысяч. А полноценной обуви в моей коллекции на сегодняшний день две с половиной тысячи пар.
Расскажите, пожалуйста, о самом уникальном экспонате коллекции?

Если говорить о слове уникальный, то есть в единственном экземпляре, то такие вещи в моей коллекции есть. В их числе экспонаты из каталога бельгийской фирмы, где была выставлена обувь, сделанная в единственном экземпляре. Причем некоторые пары разделены. Например, у меня хранится левая туфля на удивительном каблуке, а правая находится во французском музее. Таких вещей много. Они действительно по-настоящему уникальны. А если говорить о вещах красивых, редких, значимых, которые мы иногда в быту называем уникальными, но они таковыми не являются, то, конечно, такая обувь также есть в моей коллекции. Но их трудно все перечислить.
Где вы находите предметы для своей коллекции?

Там же, где и любой коллекционер: аукционы, различные галереи, блошиные рынки и другие места. Кроме того, я в этом деле 20 лет, поэтому мне часто что-то присылают, что-то предлагают.

Можно ли примерно назвать стоимость вашей коллекции?

Нет, ее сложно оценить. Есть ситуации, когда цена и ценность – разные вещи. То есть можно купить предмет за 50 долларов, и он окажется очень ценным. Бывает по-другому. Цена, как говорят экономисты, определяется в момент продажи. Здесь нет такого тренда. Нет ежегодных выставок и аукционов, где можно было бы оценить коллекцию обуви, как это делается в искусстве. И аукцион на самом деле не показатель. Например, я участвовал в некоторых аукционах, на которых были ценные вещи, но кроме меня никто не сделал ставку. Как в этом случае определять ценность? Это цена вещи или цена ситуации?
Для коллекционеров предметов искусства проводят аукционы, есть ли аналогичные мероприятия для коллекционеров обуви?
Да, есть аналогичные аукционы – костюмные. На таких мероприятиях, в том числе может быть обувь. Например, иногда в Англии на большом аукционе распродается коллекция одежды известных личностей. В Америке иногда распродают даже поместья. В этом случае из особняка выносятся абсолютно все вещи, среди которых может быть обувь. В дальнейшим эти вещи попадают на рынок. И надо сказать, что сейчас очень многие аукционы, которые традиционно занимались предметами искусства, стали проводить костюмные аукционы.
Попадались ли вам подделки и что это было?
В этом году исполняется ровно 20 лет, как я занимаюсь коллекционированием. За это время подделки мне ни разу не попадались. Неприятные ситуации случались. Например, были вещи, которые кто-то хотел слегка обновить. Для этого покрывали их лаком. Но серьезные подделки мне не попадались. Обувь – это единичные вещи. Подделывать их экономически нецелесообразно.

О выставке

На ВДНХ открылась выставка, на которой представлены вещи из вашей коллекции. Расскажите о нескольких редчайших экспонатах, которые впервые представлены публике?

На выставке практически все вещи демонстрируются широкой общественности впервые. Среди них – предметы XIX века из моей коллекции. Они практически никогда не выставлялись. Мы впервые сделали большую детскую зону и зону мужской домашней обуви, где представлены редкие и красивые образцы. Также есть такой раздел, как будуар. Здесь представлены уникальные образцы обуви XIX века, например, абсолютно шокирующие каблуки, на которые просто приятно смотреть. В экспозицию вошли потрясающие, удивительные корсеты, кринолины, турнюры, белье из собрания Антона Приймака, уникальный игрушечный домик в виде обувного магазина из частной коллекции Бориса Сумарокова, старинные платья из коллекции Елены Супрун. Очень много редких вещей, все перечислить нереально. Выставка разнообразна, все вещи дополняют друг друга и создают общее ощущение того периода.
Сколько готовилась выставка?

Идея появилась год назад, а к реализации мы приступили всего полгода назад.
Возникали ли у вас трудности с поиском коллекционеров, готовых презентовать свои коллекции?

Нет, с этим проблем не было. Трудности возникли с отбором экспонатов, потому что вещей и в моей коллекции, и в коллекции Антона Приймака и других коллекционеров оказалось в разы больше, чем мы могли физически выставить. Устраивать лес из манекенов нам не хотелось, поэтому придерживались концепции.
Источник: Global City